г. Новосибирск
м. Студенческая
Ул. Немировича-Данченко, 142
ТРК Горский (5 этаж)
Заказ столиков и дорожек по телефону:
+7 (383) 325-05-55   

гриль-бар шатун
Термины

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Апроуч, зона подхода, зона разбега (approach) – Зона, где происходят все движения боулера до отпускания шара. Расположена непосредственно перед дорожкой и разделена с ней линией фола (заступа).

Большая четверка (big four) – Сплит из кеглей 4-6-7-10.

Боулер – игрок в боулинг.

Боулинг (bowling) - От английского to bowl – катать, качение. Игра заключается в том, чтобы катящимся шаром сбить максимальное количество кеглей (кегли имеют специальную определенную форму). Существует десятикегельный и девятикегельный боулинг.

Брейкпойнт – точка на траектории следования шара, после которой шар начинает двигаться в другую сторону (заходит на хук).

Бруклин (Brooklyn) – Обычно не основной, не прицельный карман, пространство между 1 и 2 кеглями для правшей и 1 и 3 – для левшей.

Бэби-сплит (Baby split) – комбинация из 2х кеглей, оставшихся после первого броска, когда остаются либо кегли 4-7, либо 6-10.

Бэк-ап (back-up) - Вариация релиза, при которой разворот оси шара происходит в направлении от тела игрока: у правшей направление вращения шара вправо от линии посыла, у левшей - влево.

Бэк-энд (back-end) - Имеет два значения. 1. Задняя часть дорожки изначально непокрытая кондиционером (непосредственно перед кеглями), на которой должен произойти хук (см дорожка). 2. В отношении шара – динамическая характеристика шара. Характер движения шара в задней части дорожки в результате хука. Чаще последние 20 футов (6,09м) дорожки.

Вош-аут (wash-out) - Сложная комбинация остатка кеглей (не является сплитом), когда шар попадает в зону между 1 и 6 кеглей (обычно в 3 кеглю), оставляя различные вариации кеглей вместе с первой. Например: для правшей – 1-2-4-6-10, 1-2-4-10, 1-2-6-10 и др.

Гандикап - разновидность форы в установках системы подсчета очков, которая позволяет уравнять шансы новичков и профессионалов, мужчин и женщин.

Гаттербол (Gutter ball) – шар, скатившийся с дорожки в желоб.

Геликоптер (Helicopter) – разновидность техники броска, обеспечивающая вращение шара «на себя» - в результате шар движется практически по прямой линии.

Дабл (double) – Выполненные игроком два страйка подряд в одной игре.

Диаграмма распределения кондиционера - Вариация графического изображения распределения кондиционера с дополнительной информацией. В разговорной речи используют понятие диаграмма масла.

Дорожка (Lane) - Место движения шара и кеглей (после контакта их с шаром), а также место установленных (или удаленных) кеглей. Состоит из 39 досок, которые расположены перпендикулярно к линии фола (на старых комплектах редко встречается 40-41 доска). Условно делится: начальная часть дорожки, головная (heads); средняя часть дорожки (mid lane); задняя часть дорожки (back end); зона кеглей, пин дэк (pin deck).

Доска (Board) - Составляющая часть дорожки. Количество всех досок 39. Является основным ориентиром игрока для выбора стартовой позиции и прицеливания. Нумерация досок обычно ведется справа налево для правшей и слева направо для левшей.

Дриллер, оператор прошопа (driller) - Специалист, занимающийся подготовкой шаров для конкретного игрока.

Дриль (drill) - Процесс изготовления захвата на шаре для игроков (сверление шара) профессионалом-специалистом.

Желоб – углубления по бокам дорожки, в которые скатывается шар при неудачном броске.

Игра (game) - Состоит из 10 фреймов. Цель игры – набрать максимальное количество очков. Максимальный результат – 300 (когда 120 кеглей сбиты за 12 бросков в одной игре, т.е. 12 страйков подряд в одной игре). Разновидности игры: бэкер (baker); страйк шот (strike short); русский боулинг (Russian bowling); мизер (low game, miser).

Идеальная игра (perfect game) - Игра, в которой все выставленные полные комплекты кеглей игрок сбил с первого раза (все броски страйки – всего их в игре 12). Результат игры – 300 очков.

Карман, пакет (pocket) - Любое прицельное место для попадания шара в кегли. Например, обычно для «хукового» броска (см. хук, хуковый боулинг) – попадание шара между 1 и 3 кеглей для правшей (основные доски 16 – 18), 1 и 2 кеглей для левшей (16 – 18 доска).

Кегля (Pin) - 10 кеглей, поставленных в виде треугольника на пиндэке, составляют мишень, которую сбивают шаром при игре в боулинг.

Клин гейм (clean game) - Игра, в которой все фреймы являются закрытыми.

Кондиционер, масло (conditioner) - Специально разработанные жидкости для защиты поверхности дорожки (для уменьшения трения шара и дорожки). Состоит из минеральных масел и добавок, или только масла. Понятие «масло» (oil) – разговорное определение кондиционера, осталось со времен, когда добавки в кондиционер не использовались.

Лига (League) - добровольное временное объединение боулеров, регулярно играющих вместе друг с другом.

Линия фола (Foul line) - линия между зоной разбега и самой дорожкой, пересекать которую при броске запрещено правилами игры.

Машина для нанесения кондиционера (lane machine) - Машина для обслуживания (очистки) дорожки и нанесения кондиционера на дорожку.

Открытый фрейм (open frame) - Фрейм считается открытым, если после двух попыток (бросков игрока) осталась стоять, хотя бы одна кегля.

Пейсер (pacer) – игрок, не входящий в состав участников турнира, но играющий для того, чтобы число игроков (команд) было четным. Чаще всего выставляется организаторами турнира для удержания темпа игры. Результаты игры пейсера не учитываются.

Пинсеттер (Pinsetter), Пинспоттер (Pinspoter) – Автоматическое устройство, устанавливающее кегли на дорожку (пиндек).

Покрытие шара (cover stock) - Специальные материалы для покрытия внешней оболочки шара. Основные покрытия – «реактивированный» полиуретан (реактивное покрытие), полиуретан (уретан), полиэстер (пластик).

Полуроллер (semi-roller) – наиболее популярный бросок, когда трэк проходит по шару в нескольких сантиметрах от тампа и фингера под средний палец.

Прокатный шар (house ball) - Шар без весового блока, который предоставляют боулинг-центры для игры. Чаще всего изготовлен из полиэстера (пластика).

Прошоп (Pro-Shop) - «магазин для профессионалов», магазин-мастерская при боулинг-центре, представляющий боулерам услуги по рассверловке шаров и продаже аксессуаров для игры в боулинг.

Разбег (подход), зона разбега (Approach) - пространство между зоной отдыха игроков и собственно дорожкой, по которой движется (разбегается) боулер перед броском. Длина разбега примерно 4,5 м.

Реактивный шар (Reactive) - шар, имеющий поверхность из сложного композитного материала на основе уретана с добавлением различных пластификаторов, придающих шару более сильное сцепление с дорожкой, чем пластик или уретан; для облегчения кручения шара.

Регламент турнира - Правила проведения турнира, включающие в себя формат соревнований, место и время проведения, условия отбора игроков от этапа к этапу. Разрабатываются судейской бригадой до проведения соревнований. В течение турнира регламент не подлежит изменению.

Релиз (release) – Выпуск, отпускание шара с руки игрока на дорожку; завершающий этап техники исполнения броска.

Ресепшн (Reception) - стойка управления, центральная стойка менеджера, место в боулинг-центре, где боулер заказывает дорожки, получает сменную обувь, расплачивается за услуги.

Решетка счета (Grid) - картинка, отображающая на мониторе таблицу ведения счета при игре в боулинг.

Страйк - игровая ситуация, когда все кегли сбиты первым броском.

Стрелки (Arrows) - метки на дорожке, предназначенные для прицеливания при броске шара для результативной игры в боулинг.

Спеа - игровая ситуация, когда кегли выбиваются с двух бросков, причем вторым броском сбиты все оставшиеся кегли.

Сплит (Split) – Сложная комбинация остатка кеглей (без первой кегли) в результате первого броска, когда между оставшимися стоять кеглями, сбита хотя бы 1 кегля. Соответственно, сбить все кегли вторым броском становится труднее, но сбивание сплита не дает дополнительных преимуществ - засчитывается обычный спеа.

Скоринг – автоматическая система подсчета очков при игре в боулинг.

Сменная обувь (House Shoes) - специальная обувь для игры в боулинг. Отличается от обычной подошвой из натуральной кожи (для скольжения) и каблуком из резины (для торможения). В зоне игроков посетители находятся только в сменной обуви.

Страйк-Шот (Strike-Shot) – условия игры, когда в каждом фрейме дается всего один бросок. При сбивании первой кегли очки удваиваются. Если первая кегля не сбита, очки считаются по количеству сбитых кеглей. Игра состоит из 10 фреймов. Максимальный результат в данной игре 200 очков (10 страйков).

Тайминг (timing) - Согласованность движения шара с движениями игрока при подходе к линии фола до момента релиза. Чаще состоит из: тайминг выноса (push-away timing), тайминг свинга (swing timing), тайминг релиза (release timing).

Тамб (thumb) - специальная вставка в отверстие под большой палец.

Трипл, индейка (triple, turkey) - Выполненные игроком три последовательных страйка в игре.

Фрейм (Frame) - 1/10 часть игры. Попытка сбить один выставленный полный комплект кеглей. В каждом фрейме предоставляется максимум 2 броска. Если при первом броске сбивается полный комплект кеглей, второй бросок не предоставляется. Во фрейм записывается результат игрока по сбитым кеглям, а также бонусные очки в случае страйка и спэра. Фрейм бывает – закрытый фрейм (filled frame, mark), открытый фрейм (open frame).

Фол (заступ) - игровая ситуация, когда игрок во время броска заступает линию разбега. Очки, набранные при броске с заступом, не засчитываются.

Фрейм (frame) - этап игры в боулинг. Игра состоит из 10 фреймов. В каждом фрейме - по 2 броска.

Фул роллер (full roller) – один из вариантов вращения шара, когда трэк проходит между отверстием под большой палей и отверстиями под средний и безымянный палец.

Хаусбол (House Ball) – обычный прокатный шар, который имеет уравновешенный центр тяжести и пластиковое покрытие.

Хук (hook) - бросок шара с вращением; эффект изменения траектории шара (во время его движения на дорожке) в результате разницы между направлением движения и направлением вращения шара (траектория движения в виде дуги, крюка).

Хуковой боулинг - Вариант атаки кеглей чаще «тяжелым» шаром (обычно весом от 14 до 16 фунтов), при котором шар движется по дуге, создавая угол захода в кегли около 2 – 6 градусов.

Ядро шара, весовой блок (core, weight block) - Внутренняя часть шара, которая обеспечивает его динамические характеристики. Различается по форме и материалу изготовления. Может состоять из большого числа элементов.